Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Центральная акцизная таможня

14 ноября 2019 15:06

Интервью начальника АСТП ЦЭД ЦАТ Виктора Калашникова журналу "Таможенное регулирование. Таможенный контроль". «В штатном режиме»

 

Калашников В. Д., начальник Акцизного специализированного таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни, в эксклюзивном интервью ТР.ТК рассказал о первых итогах работы этого таможенного органа нового формата.

— Акцизный специализированный таможенный пост (ЦЭД) Центральной акцизной таможни был открыт 14 февраля этого года. Каковы первые результаты?

— За семь месяцев, которые прошли с момента открытия ЦЭДа, оформлено свыше 29 тысяч деклараций на товары. В ЦЭДе осуществляется оформление ДТ по двум таможенным процедурам — выпуск для внутреннего потребления (ИМ-40) и экспорт (ЭК-10). Преобладает импортная составляющая — 91 % всего декларационного массива оформляется по процедуре выпуска для внутреннего потребления, оставшиеся 9 % составляет экспорт. Декларации по другим таможенным процедурам в ЦЭДе не оформляются в силу его специфики.      

 

Ключевой показатель работы таможенного органа — перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет, и на сегодня нами собрано в казну свыше 33 млрд рублей, соответственно, плановые задания, которые ежемесячно устанавливаются для ЦЭДа, мы выполняем. Что касается загруженности, если брать период с открытия ЦЭДа, в среднем на одного инспектора приходится 15 ДТ за рабочий день (разумеется, это средняя загрузка: все зависит от сложности той или иной декларации). В первые месяцы работы ЦЭДа, в силу объективных обстоятельств, нагрузка была гораздо выше, но постепенно, за счет прироста численности должностных лиц, она снижалась, и надеемся, вскоре дойдем до оптимального уровня — 10 ДТ в день на одного инспектора. Что касается сроков совершения таможенных операций, среднее время регистрации ДТ составляет около 22 минут, выпуска товаров — 2 часа 42 минуты, среднее время авторегистрации ДТ — 1,7 минуты, автовыпуска — 3,4 минуты.

Вот вкратце результаты, которых удалось достичь с начала функционирования ЦЭДа. Конечно, мы рассчитываем, что эти временные показатели и дальше будут снижаться.

— Какие основные проблемы возникали в начале работы?

— На первоначальном этапе одной из главных проблем была низкая укомплектованность должностными лицами, что, естественно, выливалось в замедление сроков совершения таможенных операций. Кроме того, информационно-техническая составляющая ЦЭДа только настраивалась: я имею в виду необходимость создания надежного канала связи, обеспечения корректной работы штатных программных средств, а также возникновение нештатных ситуаций (как в рамках ЦЭДа, так и на вышестоящих уровнях). Весь этот большой клубок проблем влиял на сроки совершения таможенных операций, минимизацию рисков и в конечном итоге на ускорение процесса оформления товаров.

Ведь бизнес прежде всего заинтересован в быстром обороте своих товаров, и мы со своей стороны должны способствовать ускорению товаропотока.          

К сожалению, на первоначальном этапе мы в силу названных объективных причин не имели возможности быстро осуществлять выпуск товаров. Но постепенно все эти организационные моменты нормализовались, в ЦЭД пришли специалисты, в том числе из функциональных отделов, быстро прошедшие переподготовку. В общем, можно сказать, что три месяца ушли «на раскачку», и в мае этого года был налажен штатный режим работы в плане как информационных систем, так и процесса оформления товаров.

— С 1 июля начался перевод на декларирование в ЦЭД алкогольной продукции и автотранспортных средств. Насколько безболезненно проходил этот этап?

— Что касается этапов, с 14 февраля в соответствии с утвержденным планом-графиком концентрации декларирования в ЦЭДе происходило постепенное подключение к этому процессу таможенных постов ЦАТ. С 14 февраля до 15 апреля были переведены участники ВЭД, осуществлявшие декларирование на таможенных постах Московского и близлежащих регионов (Крёкшинский акцизный, Донской, Алабинский, Пикинский, Егорьевский, Владимирский акцизный и Калужский акцизный таможенные посты). С 15 апреля до 1 июля в ЦЭД переводилось декларирование с «дальних» таможенных постов (Южный акцизный, Псковский акцизный, Брянский акцизный, Смоленский акцизный и Северо-Западный акцизный таможенные посты). И одновременно решались вопросы с переводом на декларирование в ЦЭД алкогольной продукции и прорабатывались возможности оформления того сегмента товаров, на которые выдаются паспорта транспортных средств, шасси транспортных средств и самоходных машин. Вопрос с алкогольной продукцией удалось решить задолго до 1 июля: сначала на декларирование в ЦЭД была переведена немаркируемая алкогольная продукция (пиво, пивные напитки, сидр), затем — подлежащая маркированию, при этом особых проблем с оформлением не возникало. Что касается категории товаров групп 84, 87 ТН ВЭД ЕАЭС, на которые в установленном порядке выдаются на бумажном носителе (бланке) паспорта транспортных средств, шасси транспортных средств, самоходных машин, а также осуществляется взимание утилизационного сбора, ситуация, пока остается в стадии переходного периода. Распоряжением ФТС России от 27 мая 2019 г. № 92-р разработан алгоритм взаимодействия должностных лиц ЦЭДа и таможенных постов фактического контроля при оформлении данной категории товаров, но на практике оно не работает.

— В чем проблема?

— Проблема заключается в сложности автоматизации процесса декларирования данной категории товаров. Алгоритмом действий, определенным распоряжением № 92-р, предписывается размещение электронных копий документов, необходимых для уплаты утилизационного сбора, в архиве юридических документов, расположенном в системе АИСТ (электронный архив декларанта). Однако он предназначен для просмотра размещенных там документов, и сотрудник таможенного органа не может подгрузить в него указанные в распоряжении копии. В связи с этим несколько иной вариант решения был предложен письмом ФТС России от 19 июля 2019 г. № 01-11/43474. Если в распоряжении № 92-р три составляющие: документы первоначально представляются на пост фактического контроля, затем осуществляют действия сотрудники ЦЭДа, а на завершающей стадии — снова пост фактического контроля, — то в обозначенном письме первый сегмент исключен. Электронные копии документов должны прикрепляться к декларации на товары, направляемой в ЦЭД, сотрудники которого и осуществляют все проверочные мероприятия по уплате утилизационного сбора. Но в этом случае также есть один неоднозначный нюанс, а именно: уплата утилизационного сбора — это не таможенная операция, при этом копии относящихся к ней документов должны прикрепляться к таможенной декларации. Сейчас мы проводим эксперимент по оформлению автотранспортных средств по данной схеме. Инспектор ЦЭДа оформляет импортную декларацию, списывает утилизационный сбор, о чем направляет сообщение на пост фактического контроля, где находится партия автомобилей. Сотрудник поста видит, что утилизационный сбор взыскан, и выдает участнику ВЭД на оформленные товары ПТС. Таким образом эта схема работает, но остается вопрос с правовой составляющей, так как данный порядок не совсем соответствует распоряжению № 92-р. В настоящее время мы ожидаем ответа от разработчиков системы АИСТ, можно ли использовать эту схему. А пока товары групп 84, 87 оформляются в прежнем порядке — на таможенных постах фактического контроля, так что проблем с выпуском нет.

— Автотранспортные средства, видимо, — самый сложный товар для таможенного оформления?

— Не скажу, что это сложный товар, за исключением сегмента дорожной и строительной техники, которая в основном относится к группе 84. Здесь сложность связана с классификацией данного товара: для правильного определения кода по ТН ВЭД, действительно, нужны специальные знания.

— Это возвращает нас к вопросу о ситуации с кадрами…

— На данный момент у нас работают 69 должностных лиц — это 58,5 % от определенной для ЦЭДа штатной численности. Процесс доукомплектования идет в соответствии со сроками, установленными сетевым планом-графиком, который утвержден Центральной акцизной таможней. Опасений в отношении исполнения сроков доукомплектования нет: к нам приходят выпускники Российской таможенной академии, проходят переподготовку должностные лица из функциональных отделов ЦАТ, изъявившие желание перейти на работу в ЦЭД, а также должностные лица из других таможен, в том числе имеющие большой опыт. Ожидаем, что в декабре штатная численность ЦЭДа составит свыше 90 %.

— Количество должностных лиц должно коррелироваться с темпами внедрения авторегистрации ДТ и автовыпуска товаров. Какова сегодня доля этих технологий?

— В ЦЭДе осуществляется практическая реализация технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров во взаимосвязи с технологией удаленного выпуска. В соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 г. на этот год запланированы по экспорту доля авторегистрации ДТ 70 %, автовыпуска товаров — 60, по импорту — 60 и 50 % соответственно.

По факту на сегодня по экспорту цифры, установленные Комплексной программой, мы превышаем: по экспорту доля авторегистрации ДТ составляет свыше 90 %, автовыпуска товаров — более 66 %. Пока не достигнуты показатели по импорту: доля авторегистрации ДТ составляет чуть более 43 %, доля автовыпуска — около 3 %.

— В связи с чем такая низкая доля автовыпуска при импорте?

— В силу алгоритмов, заложенных в работу Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, с одной стороны, и специфики наших товаров — с другой. В ЕАИС установлены алгоритмы контроля сведений, которые указываются в декларациях, но сведения в ДТ на подакцизные товары не могут полностью автоматически проходить проверку. Во-первых, при ввозе таких товаров взимается акциз, во-вторых, они могут подпадать под необходимость маркирования, в-третьих, существует перечень запретов и ограничений. К этому прибавляются менее существенные нюансы, например, условия сделки (она может быть безвозмездной), поставка образцов для проведения испытаний, сертификации и т. п. Однако в ближайшем будущем ожидается внедрение автоматического контроля таможенной стоимости. Если мы к этому придем, речь пойдет об оптимизации численности должностных лиц, причем не только ЦЭДа, но и функциональных подразделений таможни.

— Участники ВЭД могут помочь ускорению выпуска товаров?

— Не секрет, что любого участника ВЭД по большому счету и интересует лишь быстрый выпуск его товара. Для этого рекомендации с нашей стороны следующие: прежде всего должен быть представлен посредством размещения в электронном архиве декларанта прозрачный пакет документов, изучив который в процессе документарного контроля мы могли бы принять однозначное решение о выпуске товара. К сожалению, в большинстве случаев участники ВЭД не до конца понимают значимость обязательного перечня документов, которые декларант должен размещать в соответствии с условиями своей поставки. Часто несмотря на то, что условия поставки прописаны в договоре или контракте, эти документы в архиве не размещаются, соответственно, инспектору приходится их запрашивать и срок совершения таможенных операций увеличивается на время, необходимое декларанту на размещение в архиве запрошенных документов. Второй момент — качество декларирования по-прежнему «хромает»: очень много технических ошибок допускается на этапе декларирования, что влияет на сроки выпуска товара. В связи с этим работающим в коммерческих структурах стоило бы обратить внимание на уровень подготовки в учебных центрах, которые выдают аттестат специалиста по таможенному оформлению. И конечно, должна быть внимательность: не надо торопиться при заполнении декларации, лучше «семь раз отмерить, один раз отрезать».

— И много ДТ поступает с ошибками?

— Не скажу, что очень большой процент деклараций подается с ошибками. Тем не менее и незначительное количество ошибок влияет на скорость совершения таможенных операций, поскольку инспектор в каждом случае должен понять: это техническая ошибка или она допущена сознательно.

— На первых порах бизнес жаловался на недостаточную синхронизацию работы ЦЭДа и постов фактического контроля. Как сейчас обстоит дело?

— С этой проблемой мы действительно столкнулись на первоначальном этапе, и для ее решения практически сразу синхронизировали режим работы ЦЭДа с таможенными постами фактического контроля, прежде всего с теми, где в силу объективных причин должностные лица работают со смещенным графиком. В настоящее время в ЦЭДе три должностных лица работают с 11 до 20 часов, и пока это полностью перекрывает потребности в синхронизации с графиком постов. При достижении необходимой численности должностных лиц ЦЭД перейдет, скорее всего, на двухсменный 12-часовой режим (это будет зависеть от объемов декларирования), при этом информационно-технический отдел будет работать в круглосуточном режиме. Пока в силу объективных причин (необходимости штатного доукомплектования и подготовки) мы не можем перейти на сменный график. Но и сегодня со стороны участников ВЭД на режим работы жалоб нет.

— Участники ВЭД еще говорили о проблемах с обратной связью.

— Создание центров электронного декларирования изначально было нацелено на отсутствие общения должностных лиц, совершающих таможенные операции, с участниками ВЭД для исключения субъективности принимаемых решений и давления со стороны бизнеса на должностных лиц. Поэтому все сотрудники ЦЭДа контактов с участниками ВЭД не имеют. И надо отметить, работа стала менее нервной, потому что здесь в отличие от таможенного поста «общение» только с компьютером и посредством сообщений, которые информационная система позволяет отправлять и получать. Конечно, вопросы у декларантов все равно есть, и им необходимо определенную информацию получать, поскольку наши запросы, направляемые в электронном виде, декларант не всегда понимает (хотя, на наш взгляд, ничего сложного не запрашивается). В таких случаях контакт осуществляется только на уровне руководства — начальника (либо заместителей начальника) ЦЭДа с руководством таможенных постов фактического контроля. Мы обмениваемся информацией, которая интересует ту или иную сторону. Нас интересует прежде всего соблюдение сроков совершения таможенных операций, а также нам необходимо убедиться в достоверности заявленных в ДТ сведений для последующего контроля, то есть документы, поясняющие данную поставку, должны быть прозрачными. Для обеспечения этой прозрачности мы запрашиваем у декларанта тот или иной документ. В случае недопонимания со стороны декларанта к процессу подключается начальник таможенного поста фактического контроля, находящийся в контакте непосредственно с участником ВЭД, который и объясняет декларанту, что от него требуется. Следует отметить, что участники ВЭД, оформляющие подакцизные товары, в большинстве своем давно на этом рынке и уже привыкли к оформлению в ЦЭДе и новому формату взаимодействия с таможенными органами.

— Кому еще осталось привыкнуть к новым условиям?

— Осталось привыкнуть тем, кто сегодня оформляет на таможенных постах фактического контроля те категории товаров, декларирование которых в силу объективных причин в ЦЭД еще не переведены. Так, у нас пока нет компетенции оформлять драгметаллы, драгоценные камни, валюту и алкогольную продукцию (товарные позиции 2204–2208 ТН ВЭД ЕАЭС), происходящую из Республики Молдова и Грузии. После внесения в соответствующие приказы изменений о наделении Акцизного специализированного таможенного поста компетенцией по оформлению данных категорий товаров они также будут переведены на оформление в ЦЭД. Таким образом, полностью процесс концентрации планируется завершить после наделения ЦЭДа компетенцией по совершению таможенных операций в отношении названных категорий товаров, а также автотранспортных средств после решения проблемы с уплатой утилизационного сбора, о чем я сказал выше. Группы 84, 87 ТН ВЭД ЕАЭС составляют достаточно большой объем товаропотока, поэтому перевод этого сегмента на декларирование в ЦЭД позволит нам не только достичь, но и превысить целевые показатели, установленные Комплексной программой. На этот год доля концентрации декларирования в центрах электронного декларирования установлена в 60 %, и мы данный показатель и сегодня периодически превышаем, а полный перевод на декларирование в ЦЭД сегмента автотранспортных средств позволит этот уровень закрепить на постоянной основе.

 

Центральная акцизная таможня является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, компетенция которого ограничивается отдельными правомочиями для совершения таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, перечень которых определяется ФТС России, и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности ЦАТ в пределах компетенции, определенной приказом ФТС России от 8 декабря 2006 г. № 1286 «Об утверждении Положения о Центральной акцизной таможне».

В регион деятельности ЦАТ входит четыре федеральных округа: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказкий и свободный порт Владивосток. В структуре таможни функционирует 17 таможенных постов, которые расположены в четырех федеральных округах, из которых 12 располагаются в Центральном федеральном округе, два — в Северо-Западном, два — в Южном федеральном округе и один — на территории свободного порта Владивосток. В соответствии с приказом ФТС России от 11.12.2019 № 2016 «О Михневском акцизном таможенном посте Центральной акцизной таможни и внесении изменения в приложение к приказу ФТС России от 8 июня 2016 г. № 1142» с 14 февраля 2019 г. в структуре ЦАТ начал функционировать Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования).

Оценить