Сегодня 27 апреля 2017 года
Для слабовидящих

Апрель 2014 года. Журнал "Таможня": ОСОБЕННОСТИ АКЦИЗНОГО СБОРА

PDFПечатьE-mail

Центральная акцизная таможня – специализированный таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. Компетенция ЦАТ ограничивается отдельными правомочиями по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров. Сегодня об итогах деятельности ЦАТ в прошедшем году, а также о перспективах развития некоторых направлений ее работы, рассказывает начальник Центральной акцизной таможни Вячеслав КОЗИНИЦКИЙ.

В структуре ЦАТ на сегодняшний день действуют 27 функциональных отделов, три самостоятельных отделения, 17 таможенных постов (из них два со статусом юридического лица). Штатная численность ЦАТ, включая Калининградский и Южный акцизные таможенные посты со статусом юридического лица на 31 декабря 2013 года составила 1091 единицу (127 сотрудников, 929 государственных гражданских служащих и 35 работников).

Сумма перечисленных ЦАТ в доход федерального бюджета таможенных и иных платежей составила в прошлом году 512 миллиардов 372 миллиона рублей. План выполнен на 97,06 процента.

Структура перечислений отражает импортную направленность акцизной таможни. Платежи, взысканные при ввозе товаров, составили чуть менее 90 процентов от перечисленной в бюджет суммы, при экспорте – около двух процентов. Доля утилизационного сбора в 2013 году составила около восьми процентов. Статистика внешнеторгового оборота в регионе деятельности ЦАТ показывает снижение импортной составляющей более чем на одиннадцать процентов и увеличение экспортной почти на пять процентов.

Компетенция таможни наиболее четко характеризуется номенклатурой ввезенных товаров. Наибольшая доля – более 75 процентов всего объема взысканных при ввозе платежей пришлась в 2013 году на транспортные средства. Это легковые автомобили, мотоциклы, автобусы, грузовой транспорт и спецтехника. Более 15 процентов платежей взыскано при ввозе алкогольной продукции.

По сравнению с 2012 годом доля платежей, приходящаяся на автотранспортные средства, снизилась почти на пять процентов, при этом почти на четыре процента увеличилась доля таможенных пошлин, налогов, уплаченных при декларировании алкогольной продукции.

Количество легковых автомобилей, ввезенных в Россию в 2013 году, снизилось относительно уровня 2012 года на 133,5 тысячи штук или на 15 процентов, в том числе ввезенных юридическими лицами меньше на 117 тысяч штук, а физическими лицами – на 16,5 тысяч штук.

Основная причина снижения ввоза легковых автомобилей в 2013 году – снижение спроса на товар этого вида и падение уровня продаж на внутреннем автомобильном рынке (порядка пяти процентов по данным Ассоциации Европейского Бизнеса). Снижению объемов ввоза легковых автомобилей способствовало также развитие сборочного производства.

Несмотря на увеличение доли таможенных платежей, взимаемых при ввозе алкогольной продукции, очевидно, что в абсолютных величинах рост собираемости таможенных платежей по алкогольной продукции не может компенсировать снижение объемов таможенных платежей, взыскиваемых при ввозе автотранспортных средств. Так, при снижении суммы, взысканной при ввозе легковых автомобилей на 60 миллиардов рублей, при ввозе алкогольной продукции увеличение суммы взысканных таможенных пошлин и налогов составило всего порядка 10 миллиардов рублей.

Всего в 2013 году ЦАТ оформлено более 228 тысяч деклараций на товар, из них 92 процента – по ввозимым товарам. Таможенными постами ЦАТ в рассматриваемом периоде оформлено более 926 тысяч бланков паспортов транспортных средств и более 12 тысяч бланков паспортов шасси транспортных средств. Кроме того, произведено оформление более 111 тысяч паспортов самоходных машин.

Из общего числа выданных паспортов более 35 тысяч составляют паспорта транспортных средств, ввозимых с территории государств-членов Таможенного союза. Это на 23 процента меньше, чем в 2012 году. Наибольшую долю среди них занимают паспорта на транспортные средства, шасси и самоходные машины, ввозимые из Республики Беларусь – всего более 25 тысяч паспортов (70,58 процента от общего числа паспортов на транспортные средства с территории Таможенного союза).

Выдача акцизных марок на алкогольную продукцию в 2013 году составила 717 миллионов штук, на табачную продукцию – 144 миллиона штук.

В рамках функционирования ЕГАИС в качестве регионального уполномоченного органа таможней обработано около 139 тысяч заявок на фиксацию сведений о ввозе спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таможенное оформление в ЦАТ производили более пяти тысяч участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенными представителями оформлено почти 80 процентов деклараций на товар. Свою работу в качестве таможенных представителей в регионе деятельности ЦАТ осуществляли 293 организации.

По линии таможенного контроля после выпуска товаров в 2013 году проведено 69 проверочных мероприятий, из них в форме камеральной таможенной проверки - 58. Все они имеют конкретный результат. По результатам проведенных проверочных мероприятий доначислено более 435 миллионов рублей, взыскано средств на сумму более 384 миллиона рублей.

На сегодняшний день для нас важным является решение проблемы, связанной с выдачей паспортов на транспортные средства, ввозимые с территории стран-членов Таможенного союза. Один из аспектов этой проблемы – отсутствие в таможенных органах информации о паспортах, аннулированных в Республике Беларусь и Республике Казахстан, а также непосредственно в России. В связи с этим было бы целесообразно установление взаимодействия ФТС России с Интерполом, МВД России. Речь идет о предоставлении нескольких санкционированных точек доступа к соответствующим базам данных.

Среди задач, стоящих перед коллективом ЦАТ на 2014 год, реализация пилотного проекта по созданию Единого центра клеймения изделий из драгоценных металлов. ЦАТ подготовлен проект технологии взаимодействия Специализированного таможенного поста с Государственной инспекцией пробирного надзора по опробованию и клеймению после выпуска товаров, подлежащих клеймению государственным пробирным клеймом. В рамках технологии всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ввозящим в Российскую Федерацию изделия с содержанием драгоценных металлов, предоставляется возможность направлять их для опробования, анализа и клеймения на участок Государственной инспекции пробирного надзора, находящийся в одном здании со Специализированным таможенным постом.

В Едином центре клеймения станет возможным проведение всех предусмотренных законодательством операций с импортируемыми в Россию ювелирными изделиями. После этого изделия выдадут участникам ВЭД уже с наличием пробирных клейм.

Кроме этого необходимо доработать совместно с Росалкогольрегулированием порядок передачи сведений о сериях и номерах акцизных марок, выданных импортерам, в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) с использованием программных средств, позволяющих передавать указанные сведения в автоматическом режиме.

На наш взгляд следует обеспечить подключение к ЕГАИС таможенных постов, в том числе расположенных в пунктах пропуска на таможенную территорию Российской Федерации, и осуществление мобильного контроля с помощью программного комплекса «Мобильный контроль».

До настоящего времени таможенные органы при проведении таможенного оформления лишены возможности проверки сведений по спиртосодержащей и алкогольной продукции, заявляемых при таможенном оформлении со сведениями, зафиксированными в ЕГАИС.

Уверен, что решение всех этих вопросов, так же как исполнение контрольных показателей установленных ФТС России по перечислению таможенных и иных платежей в бюджет и других служебных и функциональных заданий, по силам коллективу ЦАТ.